Региональное информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Как создавались копии фресок нашей коллекции

Традиция копирования древнерусской стенописи ведет начало с XX века. Открытые в конце XIX – начале XXвв. древнерусские фрески нуждались в реставрации и сохранении, поскольку они постоянно подвергались воздействию окружающей среды и разрушались. Некоторые из них мы уже потеряли.

«Княгиня Л. А. Дурново в 20-30-х гг. предприняла первые копийные практики. Заметив, что многие древнерусские фрески разрушаются, она решила сохранить о них память. Княгиня сама выезжала на объекты, чаще всего неотапливаемые, и копировала эти уникальные фрески. Именно с ее работ зародилось тогда и продолжается сейчас направление копирования фресок. – рассказывает Алексей Козлов, - Конечно, оно прервалось годами лихолетья и войны, но академик Андрей Мыльников стал инициатором возобновления этой традиции копирования фресок и уже с 60-х гг. многие студенты Академии художеств летом отправлялись на эти памятники и занимались копированием.

О том, что работы можно отнести к документальной живописи, ведь они в точности воспроизводят оригинал, уже упоминалось. Теперь стоит углубиться в тему создания самих копий.

Кроме преподавания копирования фресок, Александр Крылов сам занимался копийной практикой на протяжении 30 лет.

«Помимо задачи, которые ставит любая копия – передать особенности оригинала, - рассказывает Алексей Козлов, - Крылов разработал научный метод послойного нанесения всех красок, которые передают, повторяют всю последовательность работы древнерусских мастеров над росписью – техника факсимильного копирования».

Древнерусские мастера владели послойным методом нанесения красок. Под некоторые краски подкладывалась охра, под другие – более холодные цвета. Есть краски, которые писались по белому стенному левкасу. Здесь как раз представлены копии из Милета. На фонах вы видите фиолетово-розоватую подкладку. Эта система непременно нужна для живописи в оптическом плане. Именно так создается глубина в краске, что никогда не получится воспроизвести, просто положив какой-то замес по белому левкасу.

Этим умением в совершенстве владели древнерусские мастера и, конечно, нам у них еще учиться и учиться, но эти традиции Александр Крылов перенял и сейчас старается привить студентам эту культуру живописи. К технике каждой копии он относится очень трепетно. Внимателен к рисунку, пластике, передаче образа. Представленные здесь копии очень точны, мы можем с полной уверенностью сказать, что практически так это и выглядит в оригинале, на самом памятнике.

В коллекции присутствуют копии чудом уцелевших в военное время Можайских фресок, например, изображение Ангела на зеленом фоне. В этот период времени они были спрятаны, поэтому уцелевший красочный слой сохранился довольно хорошо.

В экспозиции представлены копии фресок мучеников Кирика и Иулитты. На них очень хорошо виден своеобразный колорит Можайских фресок: широкая разгранка (часть, разграничивающая композиции во фресковой стенописи), которая в алтаре была цвета охры, в храме будет трех цветов: ярко киноварная (оттенок красного), охряная и пурпурная. Фоны, в зависимости от зоны храма (купол, алтарь и т.д.), были скорее всего лазуритовые. Как раз копии фресок Кирика и Иулитты показывают, что оригиналы фресок были драгоценного синего цвета.

Поэтому, особенностью колорита Можайских фресок является большое количество киновари, зеленых и розовых цветов. На копиях фресок Ангелов можно увидеть бурый цвет. Первоначальный это цвет, или его перерождение – понять тяжело, но положен он тоже на светлую рефть (краска серого цвета), а сверху бурый цвет, положенный довольно густо, дальше уже прописываются детали, лики и так далее.

Алексей отмечает: «Одна из представленных в коллекции Милетовских фресок имеет очень необычный цвет. Они будто засвечены Фаворским светом (согласно текстам Нового Завета, таинственный Божественный свет в момент Преображения Иисуса Христа).

Материя дематериализуется, преображается. Фаворский свет, переданный живописными методами – главный действующий персонаж. Цвет уступает место свету и создается ощущение, что все необыкновенно засвечено. Для создания такого впечатления делают темный санкирь. Цвет, возможно, не очень красивый, но за счет пробелОв лики начинают работать, создавая эффект той самой засвеченности. Кажется, будто произошла вспышка и на святых, изображенных на стенах, попал мгновенный свет, которой еще не успел дойти до некоторых участков изображений и осветил только верхние зоны. ПробелА положены практически чистыми белилами и воспроизводят такой эффект».

Как рассказывалось ранее, экспонаты требуют особого внимания и климатических условий. Именно поэтому температура, которая не должна превышать 18 градусов, и влажность воздуха – не выше 50, в зале постоянно контролируются с помощью психрометрического гидрометра.

Об истории, местонахождении и, самое главное, создании оригиналов фресок будет описано в деталях в следующем блоке цикла.

Алина Алексеева

Источник: https:
 Читайте также:

Неофициальный мировой рекорд установил на Сахалине ультрамарафонец Дмитрий Ерохин

Он пробежал остров за 19 суток и 4 часа (ФОТО)22 августа, SakhalinMedia. Денис Таушканов. Московский ультрамарафонец Дмитрий Ерохин уcтановил пока еще неофициальный мировой рекорд на Сахалине. Он пробежал остров, от мыса Елизавета до мыса Крильон, за 19 дней и 4 часа. Об этом ..

Детям из Японии организовали интересный отдых в оздоровительном лагере «Чайка»

В августе сахалинский Центр медико-социальной реабилитации «Чайка» принимал детскую делегацию из Саппоро. Гости приехали с ответным визитом в рамках меморандума о проведении молодежных обменов, сообщили ТИА «Острова» в министерстве соцзащиты Сахалинской области. ..

«Сахалин Энерджи» подарило детям лабораторию «Наураша» и две образовательные системы

Мероприятие прошло в рамках проекта «Экоцентр – детский сад» (ФОТО)22 августа, SakhalinMedia. Презентация новейшего оборудования – цифровой лаборатории "Наураша" и двух образовательных систем Multimind и EduQuest — состоялась в понедельник, 21 августа, в детском са..

На выборах в облдуму Сахалина будут использовать QR-коды

В избирательной комиссии Сахалинской области обсудили новшества избирательной кампании. На большинстве участков 10 сентября 2017 года на выборах депутатов Сахалинской областной Думы при подсчете голосов и формировании итогового протокола будет применена новая технология с испо..

Клумбу в честь 50-летия побратимства с Асахикавой решили установить пораньше

В сквере Асахикава областного центра появилась клумба, символизирующая побратимские связи между городами Южно-Сахалинск и Асахикава. В нынешнем году отмечается 50-летие этих отношений. Эскиз клумбы был разработан японскими специалистами: рисунок, составленный почти из д..

Поронайцы приняли участие в акциях, приуроченных ко Дню государственного флага

Сегодня Поронайск отметил День государственного флага России — к государственному празднику в городе были приурочены несколько уличных мероприятий. Вспомнить историю государственной символики поронайцам помогли члены молодежных объединений, которые провели акцию "Трикол..

Водителю-пьянице из Холмска дали год в поселении

Жителя Холмска приговорили к году колонии-поселения за пьянство за рулем. 36-летний мужчина уже попадался на аналогичных правонарушениях и в апреле нынешнего года повторил свой поступок. По сообщению прокуратуры Сахалинской области, 13 апреля нетрезвого водителя задержа..

Жителям Южно-Сахалинска напомнили правила дорожного движения

Акцию «Не спеши» провели сегодня сотрудники молодежной гостиной «КамИн» Центра молодежных инициатив. В преддверии нового учебного года организаторы решили еще раз напомнить всем участникам дорожного движения о важности соблюдения ПДД. Акция прошла с участием южно-сахалинских г..

Мнение редакции интернет сайта riasv.ru никогда не совпадает с мнением, высказанным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города
Copyright © 2014-2017 riasv.ru - региональное информационное агентство