Региональное информационное агентство
поиск по статьям и новостям

По следам древних первопроходцев. После симпозиума археологов

Александр Василевский.

На минувшей неделе завершил работу II международный симпозиум по теме «Первоначальное освоение человеком континентальной и островной части Евразии». Наш корреспондент встретилась с одним из организаторов форума археологов, доктором исторических наук, профессором СахГУ Александром Василевским.

– Александр Александрович, какие впечатления остались от контактов со звездами археологии, очно и заочно представлявшими одиннадцать стран?

– Самые добрые. Очень рад, что удалось пообщаться с коллегами, подвести некоторые итоги исследований, обсудить острые дискуссионные моменты.

– Чем же островная наука заинтересовала специалистов мирового уровня?

– Сахалинская археология не окраинная, не провинциальная. У нас выстроена четкая периодизация археологических культур в интервалах – от 230 тыс. лет и до 140 тыс. лет назад. Но мы не знаем, чем был заполнен следующий период – от 140 тыс. до 23 тыс. лет. Это время совпадает с грандиозными изменениями климата на планете. Возможно, произошли какие-то катаклизмы, повлиявшие на жизнь людей. Трудно сказать, то ли они покинули привычные места, то ли вообще жить стало невозможно.

За последние двадцать лет мы также выстроили практически полную цепь периодизации от 23 тыс. лет и до сегодняшнего дня, за исключением так называемого «темного периода». В календарном исчислении он приходится на одиннадцатое – девятое тысячелетия до н. э. В целом же нам было что показать коллегам и что обсудить. Отмечу, с нами особо никто не спорил. Дискуссии если и возникали, то по мелким деталям, к примеру, по древним технологиям.

– Если обратиться к теме симпозиума, то удалось ли пролить свет на проблему первоначального освоения человеком континентальных и островных территорий, в том числе дальневосточных?

– В науке каждое слово, каждое суждение должно быть подкреплено достоверными данными. Нам удалось ответить на основной вопрос: когда началась приморская адаптация людей на Сахалине и Курилах. Наш прямой предок (хомо сапиенс) прибыл на Сахалин 23 тыс. лет назад. Эта дата нами доказана, но не исключено, что это событие произошло еще раньше. Есть доказательства, что люди уже в 9-м тысячелетии до н. э. были полноправными хозяевами всего Сахалина.

Сырьевые вопросы и тогда были острыми и важными. Древние островитяне знали минеральные ресурсы, умели найти яшму, базальт, кремний. Во время раскопа стоянок иногда видно: если коллектив испытывал сырьевой голод, значит, он либо недавно появился на территории, либо у него возникли сложности с доступом к сырью.

Заинтересовавшись приморской адаптацией человека разумного, мы провели исследования с европейскими коллегами, а также японскими химиками и археологами. Двумя параллельными исследованиями однозначно доказано: люди пользовались дарами моря не позднее чем в 9 тысячелетии до н. э.

– Какие эпизоды симпозиума, на ваш взгляд, были самыми яркими?

– Посещение памятников археологии. В этом году мы не вели работы на стоянке древнекаменного века Сенная 1 в районе с. Советское Долинского района. Просто вскрыли старый раскоп на глубину от двух до трех метров, зачистили его стенки, чтобы показать коллегам, как чередуются слои, как формировались напластования.

Когда в 1998 году во время работ по проекту «Сахалин-2» мы обнаружили эту стоянку, сразу стало ясно: находки очень древние, необычного облика и с научной точки зрения дискуссионные. Кто-то даже усомнился, артефакты ли это? Позже выяснилось: стопроцентные артефакты! Возникли вопросы о возрасте орудий труда и отщепов (отходов производства), а также о назначении стоянки.

Во многом нам помогли труды замечательного геолога Аллы Александровой. В 1980-х годах она работала на Сахалине и по галечным россыпям обнаружила на холмах следы древних рек, назвала возраст отложений – 400 – 200 тыс. лет. Берега этих рек в настоящее время находятся на высоте 55 м над уровнем моря. Вот и в нашем случае выяснилось: Сенная 1 – древняя мастерская, место отбора сырья на берегу реки. Люди приходили сюда, отбирали гальки, расщепляли их. Отходы выбрасывали, остальное обрабатывали или забирали с собой полуфабрикаты.

Все участники симпозиума согласились с тем, что совершенно точно обнаружена серия орудий и отщепов со следами работы. Ими пользовались люди, быть может, резали рыбу, туши животных… Не верить нашим датам нет оснований – они подтверждаются не только изысканиями геолога Александровой, но и мнением ученого Юрия Микишина из института географии (г. Владивосток). Он датирует наш разрез возрастом от 300 тыс. лет.

Есть даты, определенные методом оптически стимулируемой люминесценции. Такой применяется при исследованиях отложения глины в песке, где встречаются очень ценные для археологов кусочки кварца. По ним лучше всего определять даты. Так, песок из седьмого слоя раскопа на Сенной 1 дал возраст 197 тыс. лет (плюс-минус 32 тыс. лет). Такие погрешности для археологов допустимы, поскольку они оперируют временными интервалами в десятки тысяч лет.

У нас есть пять датировок, установленных при анализе образцов профессором Накатомой, уроженцем Тоехары 1943 года. Он приезжал в Южно-Сахалинск в 2000 году и помог определить, что возраст некоторых артефактов до 10 тыс. лет.

По мнению участника нынешнего симпозиума профессора Каору Атошимы из университета Тохоку (г. Сендай), эта стоянка очень важна для понимания первоначального освоения родом хомо островной Азии. Особенно это касается Японского архипелага. Есть точка зрения, что, вероятнее всего, первые хомо (предки людей) через Корейский полуостров пришли на Японский архипелаг с юга через Цусимский пролив. Но сахалинские находки, считает Атошима, позволяют выдвигать и альтернативную точку зрения о продвижении человека, жившего 150 тыс. лет назад, на Японский архипелаг через Сахалин. Конечно, пока это смелая гипотеза. И хотя она подтверждается находками, не все исследователи с ней соглашаются. Считают, что основные артефакты все же имеют менее почтенный возраст. В любом случае важно, что дискуссия шла на уровне глубокой изученности проблемы.

– А в чем проявилось полное единодушие ученых?

– Все отметили высокий уровень археологических исследований в регионе, их международный характер и значимость для мирового научного сообщества. Позитивную оценку получила системная работа по охране и изучению объектов археологического наследия. По объекту Сенная 1 ученые сошлись во мнении, что необходима программа по его изучению. Это престиж Сахалина и островной археологической науки. Все также согласились с предположением, что где-то рядом с древней мастерской должны быть следы поселения древнего человека со множеством артефактов. Нужны большие раскопки. В связи с этим ученое собрание рекомендовало разработать и обсудить с потенциальными спонсорами соответствующий грантовый проект.

– В программе международного форума были заявлены полевые экскурсии «От верхнего палеолита к неолиту». Удалось ли осуществить планы?

– В полном объеме. Ученые побывали в Анивском районе на стоянках Огоньки 1 – 9. Они завоевали всемирную известность как эталонные археологические объекты классического позднего палеолита. Здесь жили люди, еще не принадлежавшие ни к какой расе. Это было время, когда расообразование только начиналось. Неизвестно, ни откуда пришли хомо сапиенсы, ни куда пошли дальше. Но освоенная ими так называемая микропластинчатая технология иллюстрирует высокий уровень адаптации людей к любым условиям тундростепи.

Из российской и зарубежной прессы участники симпозиума также хорошо знали о памятниках археологии Олимпия 1 – 6. Это не рядовые находки. По нашим представлениям, стоянки возникли 15 – 16 тыс. лет назад и характеризуются наличием микропластин. Эта техника, как доказано, существовала в период от 18 тыс. до 9 тыс. лет назад. Коллеги побывали на этих стоянках. Кроме того, посетили памятник эпохи средневековья – крепость Белокаменная-часи. Ее раскопки в свое время вела археолог, заведующая отделом истории областного краеведческого музея Ольга Шубина.

– На форуме прозвучало около полусотни докладов, в основном на английском языке. Будут ли они опубликованы?

– Такой сборник готовится и, возможно, будет издан на сайте авторитетного международного научного издательства «Археопресс» в Оксфорде (Великобритания).

– Александр Александрович, а как отреагировала Российская академия наук на столь представительный симпозиум на Сахалине?

– Академик РАН Анатолий Деревянко в письме отметил, что конференция явилась важным вкладом в развитие археологического, антропологического и культурного потенциала стран мирового сообщества. И не только. Процитирую его слова: «Ваша встреча – это глубокое доказательство и яркий пример международного научного сотрудничества, интеллигентности и духовности в работе по сплочению народов мира, утверждению значимости мировой науки и культуры, их объединяющей силы».

И для меня лично это большое событие. В августе, в канун Дня археолога, мне исполнится 60, для меня симпозиум – бесценный подарок к юбилею.

– Спасибо за интервью.